Пословицы и поговорки воспитательного значения

пословицы и поговорки воспитательного значения

Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.

Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко

распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В

них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как

правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают

думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его

эмпирически сложившееся представление о воспитании молодого поколения.

Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом

отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в

форме поучительных афоризмов.

В.И. Ленин писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с

удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений». Именно

такими словами являются многие народные поговорки и пословицы, в которых

синтезируются самые сокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о

формировании личности.

На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не

одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни

великих людей.

Народ высоко ценит пословицы и поговорки потому что «в полой воде

нет рыбы, в пословице нет лжи». В понимании народов поговорки и пословицы

выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый

советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и

как пример образного мышления.

Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную

идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную

задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа,

принципом целесообразности.

Прежде всего афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны,

назидательны, легко запоминаются и служат молодежи девизом в жизни. Весьма

характерны, например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. «Будешь

трудится – поешь», - говорят казахи. «Потрудишься – добро получишь», -

советуют киргизы.

Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания

нравственных норм и правил. И народ позаботился об этом: «Конец терпения –

золото», «Доброе слово слаще меда».

Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании,

формировании личности человека. Педагогический гений народа продуманно,

сознательно создал не только однострочные, но и двух строчные, в ряде

случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные

поэтическими рифмами.

Большинство миниатюр народ слагал однострочными: «Без еды не будет

беседы», «В торговле дружбы нет», «Беда голова от уст».

В двух строчных афоризмах вторая половина обычно путём сопоставления

усиливает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы.

Например : «Ворона называет своих птенцов беленькими, еж называет своих

детей нежненькими», «Не бойся темной тучи и говорливого, а бойся белой тучи

и молчаливого». Здесь народ излагает уже более подробно свои мысли, где-то

осуждает, где-то советует, а где-то предостерегает.

Ступенчатые многострочные афоризмы путём повторения сосредоточивает

внимание слушателя на главной идее пословицы : «где много зелёной травы,

там быки жирны, где много тяжб – судьи жирны, где много покойников – муллы

жирны» или другая – «Если женятся двое хороших – будет счастье, если

женятся хороший и дурной – будет беда, если женятся двое дурных – будет

война». В этих пословицах народ путём повторения и сопоставления стремился

укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение верно

оценить людей и.т. д.

Всё это свидетельствует о том, что народ свои педагогические

рекомендации сложил и выразил руководствуясь потребностями жизни, реагируя

на разнообразные проявления условий материальной жизни общества. Эту мысль

очень хорошо выразил П. Лафарг : « Обиходные выражения и пословицы

показывают, быть может, ещё яснее, чем отдельные слова, те нити, которые

связывают язык с явлениями окружающей жизни.

Таким образом, в самом композиционном построении афоризмов видна их

педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоении истин,

но и на то, чтобы они стали не писаными законами жизни, оказывали прямое

воздействие на воспитание и формирование личности.

В целях усиления воспитательного воздействия педагогических миниатюр

народ также проявил заботу также о том, чтобы художественно оформить своё

творение, используя для этого разнообразные средства поэтической

образности, словесной ритмики, добиваясь таким образом яркого

интонационного - смыслового звучания афоризмов.

Анализ народных афоризмов показывает, что в них находит своё

выражение смысловой параллелизм а противопоставление, когда мысль,

выраженная в одной части пословицы, усиливается путём противопоставления в

другой её части. Имеют место примеры смешанного параллелизма, когда в общих

чертах сопоставляются разные предметы, явления и понятия. Эмоциональность

народной поэтической речи усиливается и намеренно подчеркивается также

постановкой риторических вопросов. Подчеркивая дидактическое значение

практики, казахи задают риторический вопрос : « Разве слышанное сравнить с

виденным? ». Изречение зовёт к тому, чтобы человек слышанное закреплял

виденным, т.е. практикой.

Пословицы и поговорки с риторическими вопросами сосредоточивают

внимание человека на главной, смысловой стороне изречения, побуждают его

задуматься над поставленным вопросом, попытаться ответить на него, тем

самым достигается более эффективное эмоциональное воздействие афоризмов на

сознание и поведение молодого человека. Таким путём народная мудрость

эффективно выполняет свою воспитательную функцию.

Риторические восклицания имеют определённую дидактическую задачу.

Одним из признанных методов воспитания в народной педагогике является

намёк. К примеру, желая безобидно воздействовать на нового человека в

семье, говорят : «Тебе говорю очка, а ты слушай невестка!».

В целях эмоционального воздействия на молодое поколение народ

разумно пользовался и богатствами звуковой формы, обращал внимание на

музыкальность и мелодичность афоризмов, используя для этого сравнения,

антитезы, гиперболы, метафоры, иронию, аллегорию и. т. д. Особенно часто

народ прибегает к иронии, поскольку она даёт возможность в мягкой форме

осмеять негативные явления, повторно облекая мысль в иносказательную форму,

когда комическое и смешное намеренно подаются с серьёзным видом.

Тонкая ирония и мягкий юмор содержатся в афоризмах, в которых народ

высмеивает отцов, которые не радуются рождению ребёнка, видя в этом обузу

для себя : Ослу принесли добрую весть : «У тебя родился сынок!» Осёл

ответил : «Значит корма у меня поубавилось, а груза прибавилось! ».

Таким образом, используя иронию в афоризмах, народ, соблюдая

определённый педагогический такт, обращает внимание на людские слабости,

пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти

недостатки.

Воспитательный потенциал афоризмов народ стремился повысить путем

применения гипербол, намеренно увеличивая и подчеркивая особенное значение

тех или иных жизненных ситуаций: «Каков в девять лет, таков и в девяносто»

(о значении воспитания в детстве). Используя гиперболы, народ намеренно

обращает внимание на важность таких качеств, как воспитанность трудолюбие,

стремление к знанию, верность в любви и. т. д.

Метафора как форма иносказательной образности, основанной на

сходстве двух явлений, также встречается в структуре народной мудрости:

«Яблоко от яблони далеко на падает», «Любовь сильнее смерти», «Муж и жена –

птицы из одного гнезда».

Педагогический анализ показывает, что в целях усиления

эмоционального воспитательного воздействия афоризмов на человека народ

стремился поэтическую речь сделать мелодичной, музыкальной, используя для

этого ритмические звуковые формы, повторы, тавтологии, олицетворения и.т.д.

Все это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках

как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло

свое выражение народное представление о дидактических принципах воспитания

и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для

осуществления принципа доступности, обилие элементов ритмики и поэтической

речи придает афоризмам образность, тем самым составляет основу наглядности;

композиционное строение афоризмов, применение повторов, риторических

вопросов и восклицаний способствуют реализации принципа прочности,

систематичности и последовательности.

И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни

общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для

обеспечения связи воспитания с жизнью.

Главное в народной педагогике - это процесс воспитания и обучения

молодого поколения. Большой научно – педагогический интерес представляют

вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приёмами и

методами пользуется в процессе воспитания, каково представление народа о

трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания

подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной

цели. В народе говорят : «Воспитание – бесценное богатство».

Трудное дело – воспитать человека, оно требует заботливого и

внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует

много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним

выводом : «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка».

В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает

вместе с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует

и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для

начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится

перевоспитывать, а это задача более трудная. Недаром в народе говорится :

«Даже полководцы не могут справиться с сыновьями и внуками, которые ведут

разгульный образ жизни. »

Самовоспитание в народном представлении имеет большое значение в

жизни человека. Народный афоризм прямо нацеливает юношей и девушек :

«Родители дали тебе жизнь – волю воспитай сам». Метко сказано!. Народ

выдвинул своеобразную программу самовоспитания молодого человека:

«Захочешь узнать себя - спроси мнение людей », «Вежливости учись у невежи»

и. т.д. В этом выражается уверенность что молодые люди путём самовоспитания

могут выработать в себе лучшие человеческие качества : благородство,

вежливость, трудолюбие, скромность, справедливость, беспредельную честность

и правдивость.

Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль

воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека

более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в

характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека.

Всё что усваивается человеком в последствии, никогда не имеет той глубины,

какой отличается всё усвоенное в детские годы ». Народ в течении веков

эмпирическим путём накопил определённые знания и психологических и

возрастных особенностях детей. Особое внимание обращалось на воспитание в

раннем детстве. Об этом свидетельствуют такие выражения : «Ребёнку у

которого прорезались зубы разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо

воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».

Результаты воспитания в раннем детстве дают о себе знать в

последующие годы, а отсюда предсказание : « Привычки трёхлетнего

сохраняются до восьмидесяти лет ». и. др.

Житейский опыт воспитания детей в семье, естественно не обходится

без ошибок с педагогической точки зрения. Здесь часто опрометчивые

поступки и педагогические ошибки родителей имеют общий корень. Очень

интересны в этом отношении приводимые в учебно-методических разработках

примеры о характере педагогических ошибок родителей. При опросе родителей

(отца и матери) отмечено более 50 видов ошибок, встречающихся в практике

семейного воспитания. В частности, мало внимания уделяли воспитанию в

первые годы жизни ребенка; не было единых требований и воспитательного

воздействия на ребенка в семье; много недоразумений вызывала слепая,

неразумная любовь к детям вообще, к единственному ребенку в частности.

Родители признавались, что создали из ребенка кумира в семье, избаловали

лаской, вниманием, старались меньше загружать трудом, нередко больше

заботились о материальном обеспечении детей, меньше думали о

воспитании детей. Подчас чрезмерная строгость чередовалась с

нетребовательностью, наконец, не имели должного контакта с учителями, часто

защищали детей, разделяли их недовольство требованиями учителя и школы.

Около 60% родителей признаются, что в практике семейного воспитания

допускали именно такие ошибки.

К этим ошибкам следует добавить еще и то обстоятельство, что во

многих семьях нет распределения обязанностей по воспитанию детей. В одном

исследование на вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в

вашей семье?» - группа родителей ответила: на матери – 50%, на отце –7%, на

матери и отце в равной степени – 42%, на других членах семьи -1%

Следовательно, в половине из числа опрошенных семей основную

нагрузку по воспитанию детей несут матери, что вызывает много нареканий в

семье и, естественно, снижает общий воспитательный потенциал семей. Эти

вопросы должны привлечь внимание всей родительской общественности.

Рассмотрим теперь методы воспитания народной педагогики. Вековой

опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила

воспитания детей.

В житейской практике бытуют также методы воспитательного

воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение,

убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение,

наказание и. т. д.

Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей

положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе.

Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения

различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (

обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка

урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба,

вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу

упражнения, которые сопровождались советом : «Упражняй руки, выработай

привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и

девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.

Назидание – наиболее распространенный приём в семейной педагогике. В

памятниках старой педагогики встречается кодекс назиданий

старшего - младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодёжи,

отца – сыну.

Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои

афоризмы включить различные педагогические категории : наставление,

предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при

соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия

обычно детерминируются словом «если». Казахи считают «Если возвратился из

путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний».

Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют : «Если

посеял просо, не жди пшеницы».

Распространённым методом народной педагогики является приучение.

«Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», - говорит народ.

Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером

вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в

порядке; приучают к навыкам культурного поведения : сказать «спасибо» за

услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть

вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям

поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.

Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение

(объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы

ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий,

действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность

руководствоваться им.

Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в

практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в

оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей

– это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения,

народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители

обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами

«молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ педагогически очень

разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с

улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители

скажут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда понимают,

как оценена их деятельность.

Учитывая воспитательную силу и эффективность намёка, народ создал

свои поучительные сказки. Как верно замечает Г.Н. Волков, «педагогическая

ценность намёка в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика

они позволяют говорить в безобидном тоне». Можно смело сказать, что в

намёке выразился педагогический такт народа, его интуиция.

Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый

действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их

труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к

окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером

для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная

мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать

положительный пример : «Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным

человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей»

Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было

родительское благославление. «Пусть будет благословлен твой дом, живи до

свадьбы детей своих », - скажет народ человеку, создающему молодую семью.

Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как

принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще

применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий.

Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и

устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из

воспитательных мер предупреждения.

Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как «бесценное

богатство » человека. Народ имеет определённое представление о целях,

задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных

и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в

раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.

Народ эмпирическим путём определял причины детской лени и капризов,

с пониманием относился к трудностям воспитания в переходном возрасте,

особое внимание придавал воспитанию девочки – подростка. Эмпирически

определив, практически проверив, народ широко применял в условиях семейного

воспитания самые разнообразные приёмы и методы воспитания : приучение,

показ, поощрение, порицание, личный пример, благославление и другие, не

противоречащие, а совпадающие с принципами научной педагогики.

Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.

Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе

народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С

древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей

обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных

институтов.

Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан прежде всего с

животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами.

Известный хлебороб, почётный академик ВАСХНИЛ Т. С. Мальцев справедливо

заметил, что «бытовая культура, духовный склад народа порождены

тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны,

моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены

отношением человека к матери – сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и

животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у

детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд

как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его

вдохновенный характер : «Труд – всему отец».

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало

рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов

существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому

мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас воспитательного бесценный опыт

вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками.

Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует

времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не

выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать

что - бы выучиться ».

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит : «

В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное

отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд.

Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах своего труда

или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят :

«Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в

современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое

воспитание, за добросовестный, систематический и разумный общественно

полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных

народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются

лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно идеализируют силу и

возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум,

готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания

А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью

ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование

чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что

правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое.

Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь

в виду ряд обстоятельств.

Во – первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду,

не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в

общественном коллективе.

Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был

принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом,

любовью, без боязни «трудового пота».

В – третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке

определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому

человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть

от труда.

В – четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только

«физического развития в труде», но и психологического и духовного развития

человека.

В – пятых, важно учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет

большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей

профессии и квалификации.

Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о том, что

родители должны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья»

исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в

дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу :

«чистая – грязная; интересная – неинтересная; тяжёлая – лёгкая; выгодная -

невыгодная » и. т. д.

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования

проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно

опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к

народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе

любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В

современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором

их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства,

уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому

воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии

личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования

необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой

деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи,

охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть

подготовлены не только учителя, но и родители.

В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся

трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки.

При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим

педагогическим требованиям : систематический и коллективный характер

труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных

трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами

игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм

труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее

для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически

учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным

примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.




Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Воспитательный потенциал пословиц и поговорок в Нарощенные ресницы отпадают вместе своими



Пословицы и поговорки воспитательного значения Асанкулова Б.С ПОСЛОВИЦОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО
Пословицы и поговорки воспитательного значения Пословицы и поговорки про лень, нерадивость
Пословицы и поговорки воспитательного значения Пословицы и поговорки для дошкольников
Пословицы и поговорки воспитательного значения Пословицы и поговорки - StudFiles
Пословицы и поговорки воспитательного значения 130 - Меры Екатерины II в сфере образования, народного
Пословицы и поговорки воспитательного значения Cтатусы про человека Лучшие статусы для социальных сетей
Пословицы и поговорки воспитательного значения Аргументы по русскому языку к сочинению ЕГЭ
Пословицы и поговорки воспитательного значения Архив блога - САЙТ ГАРАЖНИКА ДЛЯ
Город Ростов-на-Дону: климат, экология, районы Конкурс Музыкальная шляпа Лазерная гравировка сувениров и подарков из стекла Народные средства и методы лечения почему садятся десна Онлайн-журнал для женщин Печать ИП - нужна ли печать для ИП, есть ли закон об ИП

Похожие новости